Sukhoi SuperJet-100 стал первой российской разработкой в сфере гражданской авиации за последние 20 лет. Этот ближнемагистральный самолет вмещает около 100 пассажиров. Дальность полета для базовой версии — чуть более 3 тысяч километров, для второй версии — более 4,5 тысячи километров. Свой стартовый полет лайнер совершил в мае 2008 года, в феврале 2011 года получил сертификат типа МАК.
«Ложкой дегтя» в истории успеха SSJ-100 стала катастрофа самолета 9 мая — выполняя первый в своей истории демонстрационный тур по шести странам Азии, он врезался в вертикальный склон горы Салак. На борту находились 45 человек, в том числе восемь россиян, все они погибли.
Практически сразу после катастрофы официальные лица и источники начали говорить, что ее причиной стал человеческий фактор, несмотря на то, что экипаж был опытный. Все в один голос заявляли, что вопросов к самолету не было и не будет: он был полностью исправен, и вся техника работала нормально.
Россия уже в июле подготовила свой отчет по итогам расследования крушения Sukhoi SuperJet-100, но индонезийская сторона попросила время на его согласование. Замглавы Минпромторга Юрий Слюсарь говорил, что единственным предметом дискуссии является взаимодействие пилота и диспетчера. Все системы сработали штатно, сигнализация сработала — все это было совершенно очевидно, подчеркивал он.
После катастрофы ряд экспертов отмечали, что у «Гражданских самолетов Сухого» возникнут проблемы с продажей SSJ-100, однако стартовые заказчики сразу же заявили, что не будут отказываться от эксплуатации самолета. Затем в июне ГСС и «Трансаэро» подписали твердый контракт на поставку шести SuperJet-100 в базовой версии с опционом еще на десять лайнеров, а в июле мексиканская авиакомпания InterJet перевела в твердый контракт опцион на пять SuperJet-100 и в итоге приобретает 20 самолетов.
Глава Объединенной авиастроительной корпорации, в которую входят ГСС, Михаил Погосян говорил в июле, что в ближайшие месяцы могут быть заключены новые контракты на поставку 40 SSJ-100, переговоры ведутся с авиакомпаниями из Юго-Восточной Азии. Корпорация также рассматривает возможность кооперации с Индонезией по производству самолетов SSJ-100 в этой стране.
В настоящее время портфель заказов ГСС составляет более 170 самолетов SuperJet-100. «Аэрофлот» эксплуатирует десять SSJ, армянская авиакомпания «Армавиа» — один самолет. В ближайшее время самолеты должны получить российская авиакомпания «Якутия» и индонезийская Sky Aviation.