Родственники пропавших без вести моряков нашли жилеты с маркерами затонувшего сухогруза «Амурская» и Николаевского морпорта, спасательный плот на 20 человек (его принадлежность к «Амурской» пароходство смогло установить по идентификационному номеру) и еще один жилет, который пока опознать не удалось. Эти предметы могут стать фактически первыми вещдоками в расследовании уголовного дела сухогруза «Амурская», при неизвестных обстоятельствах затонувшего в Охотском море. До сих пор спасатели обнаружили только жилет, принадлежность которого к сухогрузу не установлена.
«Мы не стали привлекать профессиональных спасателей, МЧС. Они сделали все, что могли, и прекратили поиски: началось обледенение, сильные шторма, да и времени прошло немало. Но для родственников неизвестность хуже известия о смерти. Поэтому три семьи — капитана, старпома и наша — решили начать свои поиски. Родные и раньше настаивали на поиске в районе острова Беличьего и северо-восточного побережья Малого Шантарского острова»,— рассказал «Ъ» организатор и участник поисков зять боцмана «Амурской» Алексей Кизилов. По его словам, опытные моряки — коллеги пропавших — помогли составить карту течений и ветров в районе пропажи сухогруза и определить место, куда море могло бы выкинуть спасательный плот или тела моряков. Такими местами оказались острова Большой и Малый Шантарские и остров Беличий.
Родственники моряков создали в соцсети группу «Сухогруз "Амурская"». Трагедия и надежды» и начали сбор средств на оплату вертолета для дальнейших поисков моряков. «Мы просим материальную помощь в организации поисков. Один час работы вертолета стоит больше 100 тыс. руб., власти и МЧС помочь нам отказываются»,— говорится в сообщении в соцсети. Им удалось собрать около 70 тыс. руб., и в начале декабря сбор денег был приостановлен: оплатить работу вертолета в районе трагедии согласилось ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт». Напомним, генеральный директор ОАО Александр Шильцин был задержан по делу о кораблекрушении 6 ноября, а 12 ноября суд его арестовал по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
В первый же день поисков, 3 декабря, Алексей Кизилов и двое добровольцев нашли на берегу острова Малый Шантарский два жилета с четкими маркерами ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт» и теплохода «Амурская» и спасательный плот на 20 человек, заваленный метровыми валунами. Жилеты поисковики забрали с собой, однако вытащить плот из-под камней не смогли и отрезали от него куски со штампами фирмы-изготовителя — по ним удалось установить его принадлежность к сухогрузу. «Руководство порта, узнав о наших успехах, продлило аренду вертолета еще на день, и на второй день мы обнаружили еще один жилет, без маркеров "Амурской", однако с маркером изготовителя».
Сухогруз «Амурская» (порт приписки — Николаевск-на-Амуре) с грузом золотосодержащей руды исчез 28 октября в районе Шантарских островов. По первоначальным данным, экипаж состоял из девяти человек. По версии МЧС РФ, на судне находились 11 членов экипажа. Через несколько дней судно нашли на дне Охотского моря на глубине 25 м. Внутри судна 9 ноября водолазы обнаружили тело одного погибшего. 26 ноября МЧС прекратило морской поиск членов экипажа «в связи с отсутствием какой-либо разумной надежды на обнаружение выживших членов экипажа». За месяц поисков спасатели обнаружили остатки плота без опознавательных знаков, впоследствии была установлена его принадлежность к «Амурской».
По словам Алексея Кизилова, 6 декабря поисковики вернулись в Хабаровск и отдали найденные предметы под расписку в филиал ОАО «Николаевский-на-Амуре морской порт». В ДВСУ на транспорте СКР «Ъ» подтвердили, что знают о находках поисковиков. Сегодня официальный представитель ДВСУ на транспорте Наталья Салкина сообщила «Ъ», что изъятие найденных предметов с соблюдением процессуальных процедур пройдет в понедельник, 17 декабря.
Михаил Буланοв, Хабарοвск