«Единственное, что могу сейчас сказать, — это то, что среди погибших нет жителей Нижневартовска и Югры, — отметил Бакунин. — Все другие данные мы передаем в комиссию МАК, которая будет расследовать этот инцидент».
Российский вертолет, работавший по контракту на миротворческую Миссию ООН в Южном Судане /МООНЮС/, был сбит 21 декабря. Погибли четверо членов экипажа /все они россияне/ и еще один находившийся на борту сотрудник Миссии, чье гражданство пока не называется.
Нижневартовская объединенная авиаэскадрилья была создана в апреле 1970 года, в ее составе тогда находились самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-4. Позднее «Нижневартовское авиапредприятие» было преобразовано в ОАО «Нижневартовскавиа». Компания занимается только грузовыми и почтовыми перевозками.
В Южном Судане до недавнего времени в интересах МООНЮС действовала российская авиационная группа /РАГ/ численностью около 120 человек, однако ее работа была свернута. 29 марта 2012 года на аэродроме в Твери приземлился военно-транспортный Ил-76, доставивший последнюю группу военнослужащих РАГ во главе с ее командиром — полковником Виктором Деляевым. На протяжении ряда лет российские военные летчики выполняли задачи по осуществлению вертолетной поддержки сил быстрого реагирования, переброске аэромобильных резервов, ведению воздушного наблюдения, поисково-спасательных операций, доставке имущества и персонала ООН в места дислокации и пункты базирования. В этих целях были постоянно задействованы экипажи четырех российских вертолетов Ми-8 МТВ, переоборудованных под стандарты ООН. С 2006 года они налетали более 12 тыс часов, выполнили более 15 тыс вылетов, перевезли около 100 тыс пассажиров и 1,5 тыс т различных грузов.
Между тем, с выводом РАГ потребность в опытных вертолетчиках у МООНЮС не исчезла, и командование миротворцев на контрактной основе привлекло к решению транспортных задач частные компании, в том числе — «Нижневартовскавиа». Ее Ми-8 по ошибке был сбит вблизи города Лукуанголе в штате Джонглей одним из подразделений армии Южного Судана. Действия военных осудил генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, указавший, что машина носила «четко различимые опознавательные знаки» всемирной организации.
В свою очередь, Совет Безопасности ООН потребовал от Южного Судана провести расследование инцидента с российским Ми-8 и привлечь к ответственности виновных. В заявлении Совбеза обстрел вертолета назван «грубым нарушением» соглашения о статусе вооруженных сил от 8 августа 2011 г. Этот документ предписывает им нести ответственность за обеспечение безопасности в стране и защищать находящихся на ее территории сотрудников ООН.
«Члены СБ настоятельно призвали МООНЮС и правительство Южного Судана провести оперативное и тщательное расследование инцидента», — говорится в заявлении. Властям этого государства указано на необходимость «привлечь виновных в произошедшем к ответственности и принять все необходимые меры для недопущения подобных случаев в будущем».