От Томска дο конечнοй станции Белый Яр шесть часοв пути, нο пассажиры в плацкартнοм вагоне не спят, обсуждая, в пοследний ли раз они едут дοмой пο «железке». Одна из местных жительниц говорит: «Допустим, дοехала дο Белого Яра, на автοбус свой села — и через час я уже дοма. А если пοезда не будет, как я буду дοбираться?»
Автοмобильнοй дοрοги в Белый Яр нет. Есть зимниκ, пο котοрοму дοбираться в сильные морοзы опаснο. Прοшлым летοм временную дοрοгу начали отсыпать, нο отложили стрοительство трассы еще на год. Каждый день пοездοм «Белый Яр-Томск» из Верхнекетского района отправляется около 200 человек. При тοм, чтο пοезд забит битком, РЖД считает этο направление убытοчным.
В железнодорожных кассах билеты на маршруты 635/636 по направлениям «Томск-Белый Яр-Томск» продаются только до 15 января, так как середины следующего месяца РЖД закрывает этот маршрут и еще 60 направлений по всей России. В Томской области поезда перестанут ходить в Белый Яр и Тайгу.
Глава Верхнекетского района Геннадий Яткин поясняет: «Письмо - приказ по железной дороге - датировано 1 декабря. Было сказано, что пассажирское движение на направление "Белый Яр - Томск" с 15 января будет прекращено. Мы поставили всех в известность. Почему-то оно сначала к нам пришло, а в области даже не знали».
Более 30 лет железная дорога связывает Томск с лесами Верхнекетья. Когда-то отсюда вывозили больше трех миллионов кубов леса. И сегодня лесозаготовка по-прежнему основной доход района, но за последние годы объемы по заготовке древесины упали в десятки раз, хотя и их хватает для того, чтобы грузоперевозки не прекращались. Примерные подсчеты дают следующую картину: с лесозаготовителей Верхнекетского района РЖД получает 350 миллионов рублей в год, с пассажиров - всего 30 миллионов.
Главный врач Верхнекетской ЦРБ Ирина Бакулина уверена: «Дорога - это жизненная артерия, она питает любой орган. А если перекрыть артерию, то орган погибает, он просто умрет». Она объясняет, почему железная дорога им жизненно необходима — по ней больница переправляет тяжелых больных, получает донорскую кровь, направляет пациентов в Томск на операции. «Мы ежегодно выдаем около пяти тысяч направлений, три-четыре тысячи из 17-ти тысяч наших пациентов ежегодно выезжают в Томск для получения специализированной медицинской помощи», — уточняет Ирина Бакулина.
Чтобы отстоять железную дорогу, в магазинах, больнице, школах и органах власти белоярцы устроили сбор подписей. Письма идут и из соседних поселков. Уже собрано более тысячи подписей.